Услуги

Сертификация систем менеджмента
 
Для обеспечения доверия к результатам сертификации Орган по подтверждению систем менеджмента ТОО «ЦС «Астана Менеджмент» при проведении работ руководствуется следующими принципами:
1) Беспристрастность;
2) Компетентность;
3) Ответственность;
4) Открытость;
5) Конфиденциальность;
6) Реагирование на жалобы.
Орган по подтверждению соответствия несёт ответственность за своевременное уведомление клиентов о любых изменениях своих требований, в том числе и настоящих условий.
Работы по подтверждению соответствия системы менеджмента осуществляются на основании Договора с Заказчиком и включают:
1)    Подачу заявки на сертификацию СМ.
2)    Проведение предварительного аудита (первый этап сертификационного аудита)
3)    Проверка и оценка системы менеджмента организации.
4)    Инспекционный контроль сертифицированных систем менеджмента.
5)    Повторный аудит (ресертификация).
 
1.    Подача заявки на сертификацию СМ.
1) Рассмотрение и принятие решения по заявке.
2) Извещение о результатах рассмотрения заявки и заключение договора на проведение сертификации.
3) Формирование группы для проведения аудита на месте.
 
2. Предварительный аудит системы менеджмента организации
1) Анализ документации системы менеджмента на соответствие требований стандартов (спецификаций).
2) Сбор необходимой информации относительно области применения системы менеджмента, процессов и местоположения Заказчика, а также соответствующих нормативных и законодательных требований и соответствия им (например, в отношении деятельности Заказчика в области качества, охраны окружающей среды, правовые аспекты деятельности клиента, сопутствующие риски и т.д.).
3) Оценка готовности Заказчика к проведению второго этапа аудита.
 
3. Проверка и оценка системы менеджмента (проводится в офисе и на производственных площадках Заказчика. По результатам второго этапа клиенту представляется акт и отчет)
1) Предварительное взаимодействие с Заявителем.
2) Разработка плана аудита и его утверждение.
3) Распределение обязанностей между членами комиссии.
4) Подготовка рабочих документов.
5) Проведение предварительного совещания.
6) Проведение аудита на «месте».
7) Подготовка акта по результатам аудита (если по результатам аудита системы менеджмента выявляются несоответствия, Заказчик должен разработать адекватные корректирующие действия и согласовать их с ОПС).
8) Проведение заключительного совещания.
9) Подготовка отчета по аудиту.
10) Принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата соответствия (сертификат соответствия выдается если у ОПС имеются все необходимые свидетельства соответствия СМ организации Заказчика).
11) Оформление и выдача сертификата соответствия (сертификат соответствия выдается на государственном и русском языках и действителен в течение трёх лет).
12) Выдача разрешения на использование знака соответствия (право применения знака соответствия предоставляется Заказчику вместе с выдачей сертификата соответствия. Заказчик должен соблюдать требования к применению знака соответствия, установленные ОПС).
 
Этап 4. Инспекционный контроль сертифицированных систем менеджмента
1) Плановый инспекционный контроль (инспекционный контроль проводится в течение срока действия сертификата соответствия не реже одного раза в год).
2) Внеплановый инспекционный контроль (проводится при сокращении или расширении области применения СМ, при поступлении в ОПС сведений о неправильном применении Знака соответствия).
Более подробную информацию о проведении сертификации систем менеджмента Вы можете получить ознакомившись с документированной процедурой ПР 05.15 «СМ. Подтверждение соответствия систем менеджмента». 
 
СЕРТИФИКАЦИЯ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ISO 9001
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ 
Стандарты ISO серии 9000, описывающие модель системы менеджмента качества, разработаны для того, чтобы помочь организациям удовлетворять требования и ожидания клиентов и иных заинтересованных сторон.
Данная серия стандартов была создана комитетом Международной Организации по Стандартизации - ISO, в настоящее время существуют национальные аналоги, в частности, в Казахстане это стандарты СТ РК.
Стандарт ISO 9000 определяет основные положения систем менеджмента качества, а также восемь принципов менеджмента качества, которые образуют основу для стандартов на системы менеджмента качества, входящих в серию стандартов ISO 9000. Стандарт ISO 9001 содержит набор требований, предъявляемых к системам менеджмента качества организаций. Независимое подтверждение соответствия системы менеджмента качества организации требованиям ISO 9001 может быть получено от третьей стороны -органа по сертификации.
Более миллиона организаций по всему миру имеют сертифицированные системы менеджмента качества, применяя стандарт ISO 9001 как один из наиболее распространенных инструментов построения эффективной системы управления. Стандарт ISO 9001 определяет требования к системам менеджмента качества, которые организация должна выполнить, чтобы продемонстрировать свою способность предоставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и применимым обязательным требованиям. Организации, которые стремятся к признанию их системы менеджмента качества, могут использовать данный стандарт для сертификации и для выполнения контрактных обязательств. Требования стандарта ISO 9001 являются общими и универсальными, поэтому могут быть применимы к любому бизнесу. 
В стандартах ISO серии 9000 обобщен мировой опыт организации работ по созданию эффективной системы менеджмента качества. Данная серия состоит из стандартов и руководящих указаний, описывающих модель системы менеджмента качества. Стандарт ISO 9001, новая версия которого была выпущена в 2015 году, устанавливает требования к системе менеджмента качества, которые применимы ко всем организациям вне зависимости от вида деятельности, размера, географического расположения, принадлежности к государственному сектору.
Стандарт ISO 9001 – результат обобщенных многочисленных исследований на тему:
«Как должна работать современная компания, которая хочет добиться успеха за счет обеспечения качества, тем самым завоевывая расположение потребителя?»
Стандарт ISO 9001 подходит для всех организаций вне зависимости от сферы деятельности. Он был разработан таким образом, чтобы внедрение системы менеджмента качества осуществлялось в рамках всей организации, а не для отдельных видов деятельности в рамках отдела или подразделения. Стандарты ISO структурированы таким образом, чтобы с легкостью быть интегрированными в существующую в организации систему менеджмента с целью удовлетворения и предвосхищения требований и ожиданий потребителей. Кроме того, стандарт 9001 совместим с другими стандартами, как-то: ISO 14001 (требования к системе экологического менеджмента), OHSAS 18001(требования к cистеме менеджмента в области профессиональной безопасности и охраны труда). 

ВЫГОДЫ ОТ ВНЕДРЕНИЯ И СЕРТИФИКАЦИИ   ISO 9001-2015
Минимизация бизнес-рисков благодаря прозрачности и постоянному улучшению;
- Предотвращение ошибок вместо их исправлений;
- Сокращение затрат путем улучшения внутренних процессов;
- Быстрое реагирование на изменение рынка;
- Сокращение риска неудовлетворенности заказчика;
- Создание доверия/репутации;
- Доступ к новым возможностям рынка;
- Повышение удовлетворенности и мотивации персона;
- Способность постоянно поставлять продукцию и предоставлять услуги, которые отвечают требованиям заказчиков, а также применимым законодательным и нормативно-правовым требованиям;
- Развитие возможностей для повышения степени удовлетворенности заказчиков;
- Учет рисков и возможностей, связанных с ее контекстом (условиями, в которых она функционирует) и целями;
- Способность демонстрировать соответствие установленным требованиям системы менеджмента качества;
- Повышение удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований;
- Непрерывное совершенствование деятельности организации с помощью применения современных инструментов менеджмента качества;
- Повышение конкурентоспособности организации на казахстанском  и мировом рынке;
 
СЕРТИФИКАЦИЯ СИСТЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКИОГО МЕНЕДЖМЕНТА
ISO 14001.ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ 
После внедрения стандартов ISO серии 9000, описывающих модель системы менеджмента качества, стало очевидно, что цикл PDCA (Plan-Do-Check-Act) может быть применим и к системам экологического менеджмента.
Стандарт ISO 14001 не предлагает конкретных технологических подходов и методов для управления воздействием на окружающую среду, не предлагает конкретных экологических показателей, он дает общие требования к системе экологического менеджмента. Цель ISO 14001 заключается в обеспечении основы для комплексного стратегического подхода к политике по охране окружающей среды организации, планов и действия организации. Система экологического менеджмента может быть сертифицирована на соответствие требованиям стандарта ISO 14001. Хотя подобная сертификация является добровольной, такая оценка системы экологического менеджмента независимой, третьей стороной может быть потребована потребителями. Основные требования стандарта ISO 14001:2004 можно сгруппировать следующим образом: 
- Экологическая политика (включая обязательство предотвращения негативного воздействия организации на окружающую среду); 
- Экологические аспекты, планирование;
- Анализ со стороны руководства;
- Оценка законодательных и других требований; 
- Внедрение и функционирование;
- Компетентность и подготовка персонала и подрядчиков;
- Подготовленность к аварийным ситуациям и реагирование на них;
- Анализ результатов деятельности; 
- Улучшение. 
Требования ISO 14001 могут быть внедрены в дополнение к требованиям ISO 9001, OHSAS 18001 и требованиям других стандартов.  Стандарт ISO 14001 применим практически к любой организации, в том числе к организациям государственного сектора экономики. В последнее время требования стандарта всё чаще внедряются не только в промышленных, транспортных, строительных организациях, но и в организациях сферы услуг - в том числе в организациях, деятельность которых основана исключительно на офисной работе. 
Благодаря системному подходу к экологическому менеджменту руководство компании получает информацию, необходимую для успешного долгосрочного роста и создания благоприятных условий для воплощения в жизнь концепции рационального развития. Это достигается за счет реализации следующих возможностей:
- Защита окружающей среды посредством устранения или минимизации вредных факторов;
- Снижение потенциально вредоносного влияния экологической обстановки на организацию;
- Помощь в соблюдении организацией действующих нормативных требований;
- Оптимизация экологических показателей;
- Контроль и корректировка процессов проектирования, производства, распространения, потребления и утилизации продуктов и услуг организации с применением модели управления, в которой все факторы окружающей среды гарантированно учитываются в нужные моменты на протяжении всего жизненного цикла;
- Получение финансовых и эксплуатационных преимуществ от внедрения экологически приемлемых альтернатив, которые могут укрепить рыночные позиции организации;
- Обмен информацией по экологическим системам с соответствующими заинтересованными сторонами.
 
ВЫГОДЫ ОТ ВНЕДРЕНИЯ И СЕРТИФИКАЦИИ  ISO 14001-2015
Повышение эффективности природоохранных мероприятий;
- Оценка и учет рисков загрязнения окружающей среды;
- Улучшение имиджа и повышение доверия общества и инвесторов;
- Преимущества при участии в тендерах и конкурсных торгах;
- Увеличение возможностей привлечения инвестиций;
- Облегчение доступа на международные рынки;
- Возможность продемонстрировать всем заинтересованным сторонам свою способность производить продукцию, качество которой отвечает запросам потребителей и обязательным (нормативным) требованиям, и делать это, не нанося вреда окружающей среде;
- Более комплексный подход к управлению экологическими рисками, в том числе репутационными и финансовыми рисками в случае несоответствия требованиям; 
- Уменьшение бюрократической волокиты, заметная экономия ресурсов, которая производится благодаря наиболее эффективной стратегии управления; 
- Минимизация негативного воздействия деятельности организации на окружающую среду;
- Более результативные и эффективные аудиты, как внутренние, так и внешние;
 
СЕРТИФИКАЦИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА (OHSAS 18001 «Системы менеджмента профессиональной безопасности и здоровья» и ГОСТ 12.0. 230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда. Общие требования»)
Стандарт OHSAS 18001 находит широкое применение по всему миру. Рабочий  комитет по разработке стандарта OHSAS представлен национальными органами по сертификации, контрольно-надзорными органами, практикующими специалистами в области профессиональной безопасности и охраны труда со всего мира, включая США, Южную Америку, Европу, Малайзию, Японию. Индонезию и Китай. Рабочий комитет совместно со многими торгово-промышленными ассоциациями, в том числе Федерацией малого бизнеса, придерживались руководства по охране труда и профессиональной безопасности HSG65 и совершенствовали подход к управлению в области охраны труда и профессиональной безопасности.
Подход OHSAS 18001, как и подход стандарта ISO 14001, основан на использовании цикла PDCA – концепции постоянного совершенствования.
В стандарте OHSAS 18001обобщен мировой опыт управления в области профессиональной безопасности и охраны труда. Стандарт направлен как на охрану здоровья, так и на безопасность, он признает, что все чаще профессиональное ухудшение состояния здоровья становится в равной степени причиной человеческих страданий и затрат для организаций, общества и экономики страны.
Стандартом признается, что в каждой стране существуют законодательные требования в области охраны труда и профессиональной безопасности, которые должны приниматься во внимание при разработке системы менеджмента и которым требования стандарта не должны противоречить.  В стандарте применяется подход к управлению рисками, включающий в себя идентификацию ущерба, который может быть нанесен, определение вероятности наступления неблагоприятного события. Организация должна принимать во внимание риски в области профессиональной безопасности и охраны труда при разработке, внедрении и совершенствовании системы менеджмента.
Стандарт OHSAS 18001 определяет требования к системе менеджмента профессиональной безопасности и охраны труда, которые должны быть внедрены и применим для любой организации вне зависимости от сферы ее деятельности.
Кроме того, стандарт OHSAS 18001 совместим со стандартами на другие системы менеджмента, такими как стандарт для системы экологического менеджмента  ISO 14001 и стандарт для системы менеджмента качества ISO 9001, следуя подходу PDCA. Концепция очень близка к концепции стандарта ISO14001, позволяя интегрировать или совместить общие части.
 
Стандарт ГОСТ 12.0. 230-2007 СУОТ (Система управления охраной труда).
Требования к системам управления охраной труда разработаны Международной Организацией Труда (МОТ) в соответствии с общепризнанными международными принципами на основе широкомасштабного подхода, которые определены входящими в МОТ представителями трех сторон социально-трудовых отношений и других заинтересованных организаций. Этот трехсторонний подход предполагает силу, гибкость и надлежащую основу для развития стабильной культуры безопасности труда в организации. Добровольно принимаемые требования системам управления охраной труда отражают ценности и средства МОТ, позволяющие обеспечивать безопасность и здоровье работников.
Практические рекомендации, содержащиеся в настоящем стандарте, предназначены для использования всеми, на кого возложена ответственность за правление охраной труда. Они не являются обязательными и не направлены на замену национального законодательства, действующие правила или утвержденные стандарты.
 На работодателя возлагается непосредственная ответственность и обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны здоровья работников в организации. Применение системы управления охраной труда способствует выполнению этих обязанностей. Поэтому настоящий стандарт является практическим инструментом содействия организациям и компетентным учреждениям осуществления непрерывного совершенствования деятельности по безопасности и труда.
Целью настоящего стандарта является содействие защите работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов, исключению несчастных случаев, в том числе со смертельным исходом и профессиональных заболеваний на производстве.
На национальном уровне стандарт служит
a)  для установления национальных основ системы управления охраной труда, подкрепленных национальными законами и иными нормативными правовыми актами;
b) руководящими указаниями по применению добровольных мероприятий по охране туда в организациях, направленных на соблюдение норм и иных нормативных правовых актов, ведущих к непрерывному совершенствованию деятельности в области охраны труда;
c)  руководящими указаниями для развития национальных и специальных корпоративных стандартов по системам управления охраной труда для качественного обеспечения практических потребностей организаций в соответствии с их размером и характером деятельности.
На уровне организации стандарт предназначен:
a)  служить руководящими указаниями по объединению элементов системы управления охраной труда в организации в качестве составной части общей политики и системы управления;
b) способствовать активизации всех работников организации, в том числе работодателей, собственников, управленческого персонала, работников и их представителей с целью применения современных принципов и методов управления охраной труда, направленных на непрерывное совершенствование деятельности по охране труда.
 
ВЫГОДЫ ОТ ВНЕДРЕНИЯ И СЕРТИФИКАЦИИ СТАНДАРТОВ БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЫ ТРУДА (OHSAS 18001, ГОСТ 12.0. 230-2007)
-    Повышение лояльности сотрудников, улучшение психологического климата;
-    Улучшение условий труда, предотвращение и снижение производственного травматизма и профзаболеваний;
-    Сокращение времени простоев и связанных с ними издержек; снижение прямых и непрямых издержек бизнеса;
-    Снижение расходов по страховым выплатам вследствие внедренного управления рисками и повышения эффективности деятельности;
-    Формирование положительного имиджа организации, проявляющей реальную заботу о своих сотрудниках.
-    Уменьшение в дальнейшем количества несчастных случаев.
-    Уменьшение рисков, связанные с промышленной безопасностью и охраной труда.
-    Демонстрация соблюдения последних законодательных и нормативных требований.
-    Увеличение возможности привлечения инвестиций
-    Более комплексный подход к управлению рисками в области безопасности и охраны труда, в том числе репутационными и финансовыми рисками в случае несоответствия требованиям
-    Уменьшение бюрократической волокиты, заметная экономия ресурсов, которая производится благодаря наиболее эффективной стратегии управления
 
СЕРТИФИКАЦИЯ СИСТЕМ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА ISO 50001. 
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ 
В последние десятилетия предприятия обратили свое внимание на экономию затрат. Энергия, которая стала составлять значительную стоимость в бизнесе, стала ключевым аспектом. Поскольку и ранее энергия всегда была ресурсом, необходимым для производства, она стала признаваться одним из главных источников затрат, который заслуживает серьезного внимания.  Развивающаяся концепция энергетического менеджмента подразумевает менеджмент энергии как любого другого производственного ресурса с целью снижения затрат предприятия путем улучшения энергетической эффективности. 
Признание важности энергии как одного из видов ресурсов,  который требует такого же менеджмента как любой другой дорогостоящий ресурс,  а не как накладных расходов предприятия,  является главным первым шагом к улучшению энергоэффективности и снижению энергозатрат. 
Внедрение стандарта ISO 50001 возможно для всех организаций, независимо от их масштаба и рода деятельности, он может быть внедрен в организации как отдельно, так и с другими системами менеджмента, такими как ISO 9001, ISO 14001. OHSAS 18001 и другими. Стандарт основан на общих элементах, используемых во всех стандартах систем менеджмента ISO, что обеспечивает высокий уровень совместимости с другими системами менеджмента. 
Цель стандарта заключается в предоставлении компаниям структурированного и всеобъемлющего руководства по оптимизации процесса потребления энергетических ресурсов и системному управлению данным процессом. Стандарт ИСО 50001 разработан, чтобы установить для организаций общепризнанную схему интеграции энергосбережения в их практики управления. У организаций во всем мире, в том числе и казахстанских, появился доступ к единому согласованному стандарту для внедрения его во все сферы деятельности с опорой на логичную и устойчивую методику определения и внедрения улучшений. Стандарт предназначен для достижения следующих целей: 
-    Помочь организациям более полно использовать их существующие энегропотребляющие активы.
-    Создать прозрачность и способствовать коммуникации по вопросам менеджмента энергоресурсов.
-    Продвигать лучшие практики энергетического менеджмента и укрепить надлежащие практики энергетического менеджмента.
-    Поддерживать потенциал оценки и определения приоритетов внедрения новых энергосберегающих технологий.
-    Обеспечить схему продвижения рационального использования энергии по всей цепи поставок.
-    Способствовать улучшению энергетического менеджмента для реализации проектов снижения выбросов парниковых газов.
-    Позволить осуществление интеграции с другими организационными системами менеджмента, такими, как экологический менеджмент, профессиональная безопасность и охрана труда.
 
ВЫГОДЫ ОТ ВНЕДРЕНИЯ И СЕРТИФИКАЦИИ ISO 50001
-    Предприятие, которое построило и наладило работу качественной системы энергетического менеджмента, получает возможность: 
-    Улучшить производственный цикл.
-    Своевременно проводить эффективные мероприятия по энергосбережению.
-    Получать отдачу от этих мероприятий в виде финансовой прибыли.
-    Повысить свою энергоэффективность.
-    Реализовать планы по улучшению результативности энергосбережения.
-    Внедрять и применять в повседневной деятельности организаций различные законодательные, регулирующие, контрактные и иные требования и обязательства.
-    Выполнять важную регулирующую функцию в изменении климата.
 
Порядок рассмотрения апелляций и жалоб
(разработан на основании инструкции ПР 08.15 «Апелляции и жалобы»)
 
1.      Общие положения
 1.1 Орган по подтверждению соответствия систем менеджмента ТОО «ЦС «Астана Менеджмент»" (далее по тексту - ОПС СМ) принимает на себя обязательства по эффективному и результативному управлению апелляциями и жалобами. Этот процесс является важным инструментом защиты заявителя ОПС СМ от ошибок, упущений или необоснованных действий.
Апелляция – запрос представителя объекта оценки соответствия в ОПС СМ о пересмотре решения, принятого этим органом в отношении объекта.
Жалоба - в отличие от апелляции выражение неудовлетворенности деятельностью  ОПС СМ со стороны какого-либо лица или организации с ожиданием ответа.
1.2 Управление апелляцией и жалобой включает регистрацию, анализ апелляции и жалобы и последующие действия, соответствующие результатам их анализа. Эффективное реагирование на жалобы является важным средством защиты ОПС СМ, его заказчиков и других пользователей подтверждения соответствия от ошибок, упущений или необдуманного поведения.
1.3 При возникновении спорных вопросов при осуществлении деятельности в системе подтверждения соответствия заявитель имеет право подать апелляцию в апелляционную комиссию.
1.4 Решения, принимаемые апелляционной комиссией, должны осуществляться в строгом соответствии с требованиями нормативных документов государственной системы технического регулирования.
 
2.      Рассмотрение жалоб
Заявитель излагает жалобу или спорный вопрос в письменном виде, и  направляет в ОПС. Все жалобы и спорные вопросы регистрируются в журнале регистрации жалоб и спорных вопросов.
К жалобе заявителем могут прилагаться документы по существу вопроса. Для дальнейшего рассмотрения  жалоба направляется  в комиссию по рассмотрению жалоб и спорных вопросов, функции которой приказом директора возложены на Комиссию по защите беспристрастности. Каждая из заинтересованных сторон имеет право предложить для участия в комиссии специалистов, компетентных в Рассматриваемом вопросе. К участию в работе комиссии могут привлекаться независимые технические эксперты.
Все материалы работы комиссии рассматриваются на расширенном заседании, где присутствуют представители всех заинтересованных сторон, и на котором принимается решение по жалобе, спорному вопросу. Решение оформляется протоколом, один экземпляр которого получает заявитель. 
Если на принятое решение со стороны Заявителя не поступает возражений – решение считается принятым. Если согласие не было достигнуто, то далее жалоба, спорный вопрос рассматривается в установленном действующим законодательством Республики Казахстан порядке. При необходимости ОПС вносит поправки в процесс подтверждения соответствия, о чем в письменном виде сообщается Заявителю.
По результатам рассмотрения жалобы, спорного вопроса, при необходимости, проводятся корректирующие и (или)  предупреждающие действия.
 
3 Рассмотрение апелляций
Заказчик излагает апелляцию  в письменном виде и  направляет в ОПС. К апелляции заявителем могут прилагаться документы по существу вопроса. Апелляции подаются в ОПС в виде письменного  заявления, в котором заказчиком подробно излагается суть апелляции. Подача апелляции не приостанавливает решения, принятого ОПС. Поданные апелляции регистрируются в журнале регистрации апелляций.  
После регистрации апелляции передаются для рассмотрения апелляционной комиссии. Функции которой выполняет Управляющий Совет. Заинтересованные стороны имеют право быть заслушанными апелляционной комиссией.
Апелляционная комиссия рассматривает вопросы конфиденциально, решение принимается простым большинством голосов членов комиссии.
Апелляции рассматриваются и по ним принимаются решения в срок до одного месяца со дня регистрации их поступления.
Апелляционная комиссия сообщает заявителю свое решение в течение десяти дней после проведения заседания. Если на решение апелляционной комиссии в течение месяца не поступило протестов сторон, оно считается принятым.
Решение комиссии сообщается заявителю в письменном виде. Если на принятое решение в течение одного месяца не поступило возражений ни одной из сторон, оно считается принятым.
Если заявитель не согласен с решением апелляционной комиссии ОПС, он имеет право обращаться в комиссию по апелляциям уполномоченного органа в области технического регулирования. Решение, принятое комиссией уполномоченного органа по апелляциям, может быть обжаловано в суде в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.